Камрад Kornev пишет:
Поразительно, насколько китайский кинематограф «для своих» отличается от той «рукомахательной» продукции, которую они гонят на внешний рынок. Посмотрев исторический сериал «Династия Цинь» (точнее, его усеченную до 5 серий переводную версию), понимаешь, что китайцы держат нас всех, все остальное человечество, за стадо обезьян. По замыслу это что-то вроде нашего фильма «Россия молодая», только умнее примерно в 10 раз. Местный «Петр I» проводит реформы и создает то государство, которое впоследствии станет объединителем Китая. В ходе этих реформ закладывается тот самый «дух китайской государственности», ценность которого нынешние руководители страны, по-видимому, хотели бы донести до китайской молодежи и особенно — до подрастающей китайской элиты.
Центральным для этого фильма является образ китайского интеллектуала Шан Яна (в фильме – Вэй Ян), который основал доктрину «легизма» (концепция «правового государства» на китайский манер). Вот этот образ больше всего и поражает стороннего зрителя, привыкшего к совсем иному типу «китайского мудреца». Ведь чем они кормят нас в «рукомахательной» продукции? Типовой «китайский мудрец на экспорт» — это постаревший и впавший в маразм Расул Мирзаев, у которого под началом — целая школа Расулов Мирзаевых помоложе. Вот он сидит и изрекает «восточные истины» в духе дзен-буддизма или даосизма. А вот вскакивает, ловко машет руками и ногами, бьет учеников по балде бамбуковым посохом и т.п. «Так вот она какая, мудрость китайская!», — думает коварно обманутый россиянин. – «Надо записать сыночка в школу китайских единоборств».
А оказывается, что «для своих» образ идеального китайца – это кабинетный интеллектуал в белых одеждах. «Шахматист». В фильме занудно и настойчиво доводится эта мысль: китайскую государственность создавали не «бойцы», не «восточные мудрецы», не «спортивные чекисты», а цвет рационально мыслящей и нравственно безупречной китайской интеллигенции, в пару с правителями, достаточно мудрыми, чтобы поставить свою волю на службу превосходящей силе интеллекта.
Еще раз повторяю: за все пять серий фильма Вэй Ян ни разу никого не ударил и ни разу не опустился до высказывания какой-нибудь «восточной мудрости». Хотя самих по себе боевых эпизодов в фильме предостаточно. Вся первая серия посвящена безуспешной попытке китайских «Чапаевых» шашкой «прорубить окно в Европу». Пока, наконец, до них не доходит, что действовать нужно умом, а не силой, и что своего ума у них на это не хватит – надо привлечь интеллигенцию со всего Китая. Князь рассылает по всем углам Поднебесной своих чекистов, дабы те нашли и пригласили в княжество Дмитрия Евгеньевича Галковского самого умного китайца, способного «превратить бедную голодную страну в цивилизованное государство». Его и находят – в компьютерном шахматном клубе, где он обыграл в Galaxy+ Го какого-то гроссмейстера и объясняет публике стратегию игры. Любопытно, что по складу ума и повадкам, кинематографический Вэй Ян — это не «гуманитарий», и не «технарь», а скорее — эксперт в компьютерных стратегических игрушках.
В течение фильма китайский интеллектуал занимается в основном четырьмя вещами:
1) Мыслит. Причем исключительно рационально, «по-американски», без всякой «китайщины» и «пелевинщины», без буддизма и даосизма, и даже без привычной для россиян сиропистой «интеллигентщины». Возникает впечатление, что всевозможную «китайщину» китайцы специально отправляют нам на экспорт, дабы прикинуться перед остальным миром «неопасными восточными дурачками». А истина в том, что они крайне умны, крайне рациональны и поэтому — крайне опасны.
2) Излагает правителю и ближайшим сотрудникам тонкости своей доктрины. Значительная часть его реформ была направлена на то, чтобы сломать хребет местной военно-феодальной верхушке, приучить ее к верховенству закона и превратить во что-то приличное.
3) Тыкает пальчиком и приказывает «сделать то, сделать это». А приказы у него – крутенькие. Например, такие:
- Придется, Ваше Величество, отрезать нос Вашему брату. Дабы народ увидел, что правосудие у нас одинаково для всех. — А без этого никак нельзя? — К сожалению, никак.
И князь, проливая слезы, соглашается отрезать нос собственному горячо любимому старшему брату, который по сюжету – человек весьма достойный и порядочный, но во гневе случайно нарушил закон.
4) Всемерно блюдет «достоинство интеллектуала». Мы в России привыкли к сервильной роли интеллекта. У нас культивируется «модель Левши», когда человек должен сам прорываться к начальству с полезными идеями, а оно – нос воротит. Люди отправляют послания Медведеву, чтобы «открыть ему глаза на Правду», и т.п. Напротив, китайский интеллектуал четко понимает, что метать бисер перед свиньями – это бессмысленное и вредное занятие. Так и себя унизишь, и поможешь свиньям сохранить свою власть, если они все же частично прислушаются к твоим советам. Пусть лучше начальственные свиньи сдохнут под грузом своих ошибок, а на их место придет кто-то поумнее, подостойнее. Правитель сам сначала должен проявить должный уровень интеллекта и понимания проблем, чтобы интеллектуал соизволил снизойти до него и поделиться своими соображениями.
Иллюстрации этого правила посвящена чуть ли не целая серия (из пяти). Будучи представлен князю, Вэй Ян сначала тестирует его интеллект и пытается грузить популярными в те времена, но непригодными для Цинь доктринами: либерализмом в духе «Правого дела», конфуцианством, даосизмом, почвенничеством-толстовством и т.п. И только при третьей встрече, когда правитель прошел все «тесты», он, наконец, начинает говорить ему дело. Точнее, начинает с того, дает резкую выволочку глупым предкам князя, не сумевшим использовать в полной мере богатые ресурсы своей страны и достоинства ее замечательного народа.
Еще одна удивительная для россиянина (и российского начальника) вещь в этом фильме – то, как Вэй Ян приступает к своим реформам. В качестве необходимого условия реформ, он заставляет правительство фактически заключить с народом «общественный договор». Главный пункт договора формулируется примерно так: «Вэй Ян гарантирует, что отныне и навсегда правительство будет держать данные обещания, без всяких оговорок и исключений». И первые его действия призваны на деле доказать народу, что правительство больше не будет обманывать свой народ, что ему можно доверять, что оно сдержит свои обещания любой ценой. В таком духе он и правил страной до самого конца.
Я практически не знаком с современной китайской культурой, не могу сказать, является этот сериал редким исключением, или типичным образчиком новейшего китайского агитпропа. Но если судить по этому фильму, то послание китайской элиты своему народу и своему подрастающего поколению примерно таково:
1) Культ интеллектуализма. Интеллект — превыше всего. Интеллектуальные достоинства человека – самые ценные. Страной должны править умнейшие, а не «примативы».
2) Истинный интеллект неотделим от щепетильной нравственности и самоотверженности. «Интеллектуал-бессеребренник» — это самое ценное достояние нации, таких людей нужно возвышать, в их руки нужно отдавать власть и деньги.
3) Условие выживания страны – доверие между элитой и народом. Элита раз и навсегда должна отказаться от желания обманывать свой народ и нарушать свои обещания.
4) Основа процветания государства – жесткое соблюдение принципов меритократии. Неприемлема ситуация, когда в стране хозяйничает корпоративно-клановая система и все бонусы достаются верхушке, без каких-либо заслуг с ее стороны, а простолюдины не получают достойного вознаграждения и продвижения в награду за свой труд и заслуги перед страной.
5) В деле управления страной и народом, «волюнтаризм» — это ничто, а все — это продуманные «правила игры», обязательные для всех.
Если российская элита, имея такого соседа, по прежнему будет тупить и делать народ все тупее, то граница Китая лет через 50 будет проходить по Днепру.
(Собственно сериал можно найти на торрентах)
P.S. Для особо настырных буквоедов поясняю, что данный текст — не об исторической доктрине легизма, а о том образе, который доносит до зрителей китайский сериал.
Комментариев нет:
Отправить комментарий