пятница, 9 ноября 2012 г.

Китайский средний класс идет в бой.



Удивительная, но уже почти не уникальная история приключилась в последние дни в процветающем китайском портовом городе Нинбо с населением более 5,5 млн. человек: тысячи его разъяренных жителей вывалили на улицы и заставили местные власти считаться с их мнением.
Правда перед этим им пришлось побузить на улицах, подержать в блокаде здания муниципальной администрации и сразиться с полицией. Для некоторых смутьянов такое поведение закончилось задержанием и помятыми боками. Но – по порядку.

У города Нинбо (расположен в быстро развивающемся районе к югу от Шанхая) находится огромный нефтехимический комбинат, он входит в систему еще более огромной нефтехимической корпорации «Синопек» – одной из самых крутых в мире.
И это предприятие решили расширить: предполагалось, что оно будет перерабатывать дополнительные миллионы тонн нефти в год и, главное, выпускать в огромном количестве параксилен – крайне токсичное и, говорят, канцерогенное сырье для производства искусственных тканей.

Местной публике это, понятно, не понравилось – кто гарантирует, что ядовитые пары не накроют город в случае какой-нибудь аварии?
Началось общественное брожение, а властям стали писать жалобы, на которые никто не обращал внимания. Короче, 22 октября люди вышли на улицы.


Власти, конечно, принимали свои меры – были, например, отменены выходные в конторах и учебных заведениях, чтобы горожане, как говорится, не отвлекались на глупости.
От людей требовали письменные обязательства не участвовать в выступлениях. Но не помогло. Демонстрации у комплекса зданий городской администрации длились ежедневно и достигли кульминации в субботу-воскресенье.

Кстати, участвовало в них даже по нашим меркам не так много народа – максимум до 10 тыс. человек за раз.
Но эти люди блокировали дороги, вступали в схватки с китайской разновидностью ОМОНА, переворачивали полицейские машины. Решающая битва произошла в воскресенье 28 октября – полиция еще до нее схватила более 50 активистов. И демонстранты ожесточенно требовали их освобождения, закидывая ОМОН пластиковыми бутылками. Казалось, что смутьянов сейчас размесят в фарш, но произошло почти невероятное.

Представитель местной власти вышел с мегафоном и проорал, что план производства параксилена отменяется.
А сам проект расширения комбината замораживается для того, чтобы, как было сказано, «проверить его на научную обоснованность». Короче, власти отступили.

Демонстранты, кстати, обещаниям не верят – они, хотя и меньшими группами, по-прежнему собираются на улицах города Нинбо.
И говорят, что их, скорее всего, хотят обмануть. История, бесспорно, будет иметь продолжение, но сейчас в качестве промежуточного итога интересно, на мой взгляд, другое.

Кто вышел на улицы города Нинбо?
Представители зажиточной, самостоятельной, преуспевающей части его населения. Люди со смартфонами, привыкшие к высокоскоростному Интернету и приличному уровню жизни. Временно задержанные участники волнений, кстати, потом рассказывали, что в полиции их все время расспрашивали о главарях. И получали ответ – у нас нет лидера, у нас есть Интернет.

Эти люди отличаются все более растущими социальными требованиями, они все больше уважают свои права.
И хотят, чтобы их признавали власти. Играет роль и имущественный фактор – строительство по соседству мощностей по производству ядовитых веществ неминуемо приведет к падению цен на недвижимость, которой уже владеют представители среднего класса Нинбо. И их такой грабеж совершенно не устраивает.

Кстати, точно такие же представители средних слоев сорвали в прошлом году строительство еще одного химического предприятия с опасными производствами – только в порту Далянь на северо-востоке Китая.
Власти там тоже были вынуждены сдаться после долгих демонстраций и митингов. Похожие движения под экологическими лозунгами заблокировали в минувшем июле строительство металлургического комбината в провинции Сычуань, привели к отмене проекта расширения одного из японских заводов, который мог отравить море. Экологические акции в Китае нарастают, как лавина – на только что завершившейся сессии национального парламента признавалось, что с 1999 года число таких выступлений (от небольших пикетов до массовых беспорядков) увеличивается на 29% в год. В 2011 году их было вдвое больше, чем в предыдущем году. И менее 1% таких конфликтов разрешается в судебном порядке.

Однако власти, как мы видим, далеко не всегда до конца цепляются за грубую силу.
Режим в КНР достаточно гибок, и пока ему удается вовремя выпускать пар, если в кастрюле начинает слишком сильно булькать. Ну, а сейчас есть и еще одна причина для уступок – 8 ноября в Пекине открывается судьбоносный съезд Компартии Китая, которому предстоит утвердить новое руководство страны на очередные десять лет. Процесс это тонкий, основан на филигранном балансе сил – и, главное, требует полного спокойствия в Поднебесной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий