Я расскажу о необычном месте в Китае, которое имеет интересную историю. Самые первые исторические дни этого места теряются где-то в эпохе китайских правителей династии Сун, тянувшейся с 960-го по 1279 годы. Последний император этой династии Бин (Bing) поступил так, как и следовало поступать простому китайскому императору: он дал девяти горам на полуострове на юге Китая имена, одну из них, естественно, назвав своим именем. Все эти девять гор называются Коулун (в переводе с китайского — «девять драконов»), и одна из них также зовётся Коулун, как ни странно.
Вскоре словом Коулун назвали целый район, позже весь полуостров, а потом ещё много чего. Теперь уже и неясно, какой из этих Коулунов — это Коулун, а какой из них, в самом деле, не Коулун, а Коулун… После того, как династия Сун успешно рухнула со смертью Бина и приходом монгольского хана Хубилая и его династией Юань, Коулун (который аванпост) оказался практически забыт. Его, правда, более-менее дополнительно укрепили в 1668-м, но роль его была не очень большой — в нём постоянно находилось всего три десятка воинов.
В июне 1898 года между тогдашней последней монархической династией Цинь и властями Великобритании был подписан документ, по которому последняя получала право обосновать свои колонии в Гонконге — районе, включавшем остров Гонконг, полуостров Коулун и ряд прилегающих к нему территорий.
Единственное место, которое китайцы так и не отдали — это тот самый аванпост Коулун, обнесённый защитной стеной. Власти Китая хотели таким образом оставить себе маленькую территорию, откуда можно было осуществлять хоть какой-то контроль действий колонистов — чтоб те не очень-то распоясывались.
Во время Второй мировой войны японцы, оккупировавшие территорию, безнаказанно выселяли людей из крепости и даже разрушили древнюю стену, части которой использовали для строительства аэропорта поблизости.
По окончании войны и образования Китайской Народной Республики город стали потихоньку заселять преступники, а также беженцы из основной части Китая.
В 1959 году, когда в крепости Коулун произошло убийство, ситуация оказалась совершенно нелепой: китайское правительство пыталось свалить ответственность за инцидент на Британию (которая тем временем старалась не обращать внимание на крепость Коулун), а британское — на Китай.
В 1970-х город-крепость (в самом деле уже не крепость) стал настоящим раем для мафиозных группировок, наркоторговцев и наркоманов… Так как за Коулуном никто не присматривал, то подобные лица стекались туда тысячами. Хотя, разумеется, там были и вполне приличные граждане, жившие там издавна и вернувшиеся после ухода японцев.
Внешний вид домов — точнее, этого сплошного жилого монолита. Стандартный балкон — это «птичья клетка», закрытая со всех сторон решётками, на которые удобно вешать разные предметы, экономя пространство и это хороший способ защититься от воров, которых тут, в силу исторических причин, многовато.
Так или иначе, но численность населения стремительно росла, и к началу 80-х прошлого века достигла 30 тысяч. Жилищный вопрос решался просто: там строили всё новые и новые многоэтажки, пристраивали новые этажи. Места было мало, но всё-таки жителей становилось всё больше и больше.
В 1984 году Британия согласилась признать город частью Гонконга. Ничего особенно страшного тут не было: по конвенции, англичане имели право обладания территорией лишь на 99 лет — оставалось потерпеть каких-то десять лет.
Несмотря ни на какие тяготы, люди в Коулуне пытались хоть как-то обустроить свою жизнь. В этом им в особенности сильно помогали продавцы 148 магазинов, а также 150 докторов, среди которых было 87 дантистов — по данным конца 1980-х. Это была особенно популярная профессия. Лечить зубы в это логово дантистов приезжали даже жители процветающего Гонконга.
Но чтобы не держать при себе это жуткое логово, колонисты решили просто уничтожить этот город, а его жителей расселить. Англичане долго готовились к этому шагу и смогли сделать его лишь в 1993 году. Задача была не из простых: ведь к моменту уничтожения этого чудовищного места в городе жило уже 50 тысяч человек, примерно столько умещается на стадионе, среднего размера.
Но в 1990-х этот «стадион» стал тесноват. Как нетрудно подсчитать, при площади всего в 0,026 квадратных километра плотность населения достигает двух миллионов (!) человек на квадратный километр. Сравните со средней плотностью населения в Лондоне — примерно пять тысяч человек на квадратный километр — или в том же Гонконге, где она чуть превышает шесть тысяч…
Тем не менее, до последнего момента народа становилось всё больше. В одном крошечном помещении порой жило сразу по несколько человек; там же иногда находилось ещё какое-нибудь заведение. Заведения, правда, были не ахти какие замечательные: рядом с простыми магазинами и местами общепита ютились казино, бордели, опиумные бордели, нарколаборатории.
В январе 1987 года, правительство Гонконга объявило о планах по сносу города-крепости. После сложного процесса выселения проживающих там людей в марте 1993 года снос начался и завершился в апреле 1994 года. В декабре 1995 года на этом месте был открыт одноимённый парк. Некоторые исторические артефакты города, в том числе здание ямэнь и остатки Южных ворот были сохранены.
А в память об этом ужасающем городе-крепости оставили вот такую мемориальную статую, которая повторяет внешний вид исчезнувшей достопримечательности.
На память также остался небольшой сюжет на местном ТВ, который был сделан незадолго до того как город был снесён.
Небольшая инфографика по «городу анархии», как его прозвали западные журналисты. Интересно взглянуть как развивался такой неконтроллируемый муравейник.
Для подготовки поста использовались фотографии Dailymail
Комментариев нет:
Отправить комментарий