вторник, 24 сентября 2013 г.

Китай и Запад — разный менталитет в отношении к религии

Камрад Kosarex пишет:
http://www.daokedao.ru/2013/09/22/razmeshhenie-flaga-knr-v-mechetyax-vozmutilo-musulman/
Китайская веротерпимость это идеология четкого принципа — право на свою религию и свои храмы даруется властью законопослушным гражданам, а не является следствием игры в бессилие, мол, мы и рады бы подавить и иную религию навязать, да руки коротки. Между тем на Западе и Руси руки были именно коротки — объявят Крестовый поход или на Руси натравят соседние княжества. Недаром везде, где появлялась христианская церковь в роли государственной религии, феодальная раздробленность становилась неизбежной. Несколько иным было отношение к религии в суннитских и протестантских странах — устроит население погром власти. Поэтому свобода религии в Турции или в США изначально имела функцию раздробления населения во имя интересов власти. Пусть будут разные общины, а власть будет балансировать. В Турции султаны позволяли разные религии, но однажды, уже при младотурках, надоело лавировать, в итоге турки устроили геноцид армянам и грекам.
Поэтому на Западе легко играть в бессилие — мол, и рады бы поставить ту или иную религиозную общину на место, да руки коротки. В Китае это звучит фальшиво. А в России, после петровских реформ, когда церковь стала частью государства, фальши тоже прет как фарш из мясорубки. Тем более, позади 70 лет советской власти с четким посылом — любую религию можно раздавить и заменить на атеизм. Вы играете, а нам, как Станиславским, остается только кричать — не верим! Причем китайская веротерпимость имеет многовековые традиции. Есть вещи недопустимые для государства, мол, не подчинитесь, мы вам в храм пуссей запустим и пляски устроим. Есть вещи не только допустимые, но и обязательные. Например, в Кайфэнской синагоге на парадном месте стояла стелла — такой-то император милостливо приказал построить синагогу, поскольку заботился о верноподданных евреях. Именно так — приказал построить, а не разрешил самодеятельность. Ещё на более парадном месте висел лозунг — Всё исходит от Дао. Великое Дао позволило появиться в мире разным богам, в результате возник иудаизм. Короче, вы тут в синагоге молитесь, но не забывайте, что ваш бог только один из многих, чванство неуместно. Идея игры, будто синагоги и евреи это нечто неуловимое, иудаизм может проповедовать собственную исключительность, прямо противоречит китайскому, властному менталитету. Неважно, что представители иных конфессий творят в иных местах, в Китае такой фокус не пройдет.
Положение не только мусульманства, но и традиционных религий Китая было аналогично. Да, разрешили, да, принято разрешать и принято не лезть с мелочной опекой. Конфликт в стиле два перста или три перста в Китае выглядел бы иначе — верующие могут спорить, но государству лезть в споры западло, а, если против власти выступите, по шеям нададим, что касается выдранных бород и, тем паче, мокрушничества на религиозной почве, ответите по закону. На этом конфликт между никонианцами и православными староверами оказался бы исчерпан. Никонианцы пошумели бы, образовали бы свою секту и успокоились бы. Но уйгуры и Запад, поддерживающий уйгурских сепаратистов, не понимают, что китайцы могут играть в религиозную терпимость только до определенного предела. Вот и получилось всё прямо в стиле китайских традиций. Сперва в ответ на разгул религиозного, мусульманского экстремизма и сепаратизма в Синьцзян открыто ввели войска. Затем над входом в мечети стали вывешивать государственные флаги — у нас мечети для законопослушных граждан, а не мечети как клуб для экстремистов. Если дальше сепаратисты будут рыпаться, то могут дойти до логичного ответа — над лозунгом Аллах Акбар повесить лозунг иероглифами и арабской вязью «Великое Дао породило разных богов, включая Аллаха. Китайское правительство во исполнение воли Дао доброжелательно относится к всем религиям. Молитесь Аллаху и да пребудет с вами Дао». Немного утрирую, но они найдут способ выбить из мусульман идею, будто они ходят в мечеть не потому, что им разрешили, а потому что мусульмане сильны, им ничего запрещать нельзя, а китайское правительство это беспомощный, бумажный тигр.
Насчет западного недовольства понятно — игра не удалась. Однако, флаг над входом в мечеть вполне соответствует американским понятиям мультикультуризма и патриотизма. Мол, у американцев разные религии, зато все они патриоты и горды своим американским флагом. В Российской империи тоже пришли во многом к схожему пониманию. Соборная мечеть в Петербурге недаром была красивым и видным сооружением. Она существовала не для заграничных мусульман, а для верноподданных и законопослушных. В этом её отличие от современных мечетей, которые ставят в знак того, что у государства руки коротки.
Выделим главное. Между менталитетом западных правителей и китайским истеблишментом существует большая разница. Поэтому попытки заставить китайцев играть в западные игры проходят только до определенного предела. Потом давление вызывает обратную, традиционную реакцию. Более того, дальнейшее давление на Китай извне и изнутри через сепаратизм заставит китайцев вспомнить ещё одну традицию. Народы разные, одним народам можно позволить дополнительные блага во имя верноподданичества, другим дополнительные блага противопоказаны. Сейчас уйгуры живут неплохо, но Китай очень близок к пониманию, что высокий жизненный уровень уйгуров только вредит их верноподданическим настроениям. Истина известная не только по Китаю. Но там часто в таких случаях полагается играть в бессилие, а в Китае нет. Я не случайно в своё время написал по поводу погромов уйгурами китайцев — ждут уйгуров не столько громкие победы, сколько большие неприятности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий