четверг, 20 сентября 2012 г.

Окно в Китай для Facebook закрыто.



Нет такого сайта

В мае, когда Марк Цукербергер женился на своей давнишней подружке, китаянке американского происхождения Пресцилле Чен, в интернете – китайской версии Twitter, микроблоге, запущенном порталом Sina – появилась шутка. Смысл был чем-то вроде этого: Чен пригласила Цука встретиться со своей расширенной семьей в Шанхае. «Чем ты занимаешься?»спросили его. «Я создал самый популярный сайт в мире», отвечает он. Они ввели название «Facebook» в адресную строку своего браузера, и никакой реакции. «Ты обманщик! Такого сайта не существует!», отвечают они.

Это весело для всех, кроме Facebook. Заявленная миссия компании – объединить весь мир, но пока она не достигла и трети населения земного шара. Китайское правительство заблокировало доступ своих граждан к социальной сети Facebook ещё в 2009 году. Это 513 миллионов китайских пользователей сети интернет (более чем в два раза аналогичного показателя для США), которые представляют собой мощный потребительский блок и являются страстными поклонниками социальных сетей. Так по недавним данным McKinsey, китайцы проводят в среднем 46 минут на сайтах социальных сетей, в то время как, американцы уделяют подобным занятиям только 37 минут.

Цукербергер заявил публично, что его компания не планирует немедленное вхождение в китайский сегмент интернета. «На земном шаре есть много других мест, где мы можем объединять людей с меньшими усилиями», сказал он в февральском интервью Чарли Роузу. «В бизнесе есть простое правило: если сначала делать более легкие вещи, то можно достичь значительного прогресса». Всё это может быть и так, но глобальные рынки социальных сетей очень быстро консолидируются. Чем дольше Facebook будет вырабатывать свою стратегию по Китаю, тем сложнее будет ворваться на китайский рынок.

С момента первичного размещения акций компании, их стоимость упала более чем в два раза, поскольку пользователи предпочитают мобильные устройства, где приложения Facebook были неуклюжими, да и рекламные возможности более ограничены. Компания недавно перестроила свои основные приложения, но они ещё требуют новых областей значительного роста.




Старания Цукерберга

Слухи, о предпринимаемых усилиях Facebook в Китае, имеются в достаточном количестве. Цукербергер начал учить китайский язык в 2010, также в мае китайские папарацци сделали массу фото Цука в Шанхае (в том числе в магазине Apple Store на Нанкин Роуд). В прошлом году, ходили разговоры о том, что Facebook рассматривает партнерство с китайской поисковой системой Baidu , но до публичных соглашений дело не дошло. (Baidu и Facebook отказываются от комментариев.) Так в июне, во время поездки в Пекин, я пыталась понять, что противостоит социальному гиганту.

Я обнаружила, что правительство боится социальных медиа и доморощенных конкурентов с процветающими бизнес моделями. И хотя, большинство людей, с которыми я встречалась, знают о Цукурберге – они видели фильм «Социальная сеть», но только у горстки сотрудников иностранных компаний и технарей есть аккаунты на Facebook. Как сказал один местный студент: «Большинство людей, которых я знаю, никогда не сталкивались с этим».

Наиболее актуальная проблема для Facebook в Китае – это коммунистическое правительство, которое ограничивает свободу слова и обеспечивает доступ официальных лиц к данным компаний. Взамен получения лицензии на деятельность, компании должны нанимать цензоров за свой счёт. С этими условиями столкнулись другие американские интернет компании, так Google свернул свою деятельность в Китае из-за проблем с цензурой в 2010 году. С учетом роли Facebook в мобилизации людей на протестные действия, которые привели к свержению египетского правительства в 2011 году, кажется довольно сомнительным, чтобы китайское правительство было заинтересованно в предоставлении Facebook лицензии для работы на местном рынке.

Даже если Цукербергер, действительно, получит разрешение делать бизнес в Китае, это ещё не гарантирует лавинообразный рост подписчиков. На местном рынке доминируют конкуренты с диверсифицированными бизнес моделями – Sina и Tencent, и их акции растут. Вдобавок ко всему, у Пекина есть площадка для стартапов, где предприниматели производят мобильные приложения и другие цифровые продукты. Я встретила одного из ключевых игроков, Кай-Фу Ли, во время завтрака в Opposite House, модернистском отеле, пестрящем толпами технологичных инвесторов.

Окно для Facebook в Китай закрыто

Американец тайваньского происхождения был президентом Google China и сейчас запускает венчурный фонд и бизнес инкубатор под названием Innovation Works (Инновационные работы). «Я думаю, окно для Facebook здесь закрылось полтора года назад», сказал мне Ли. Он встречался с Цукербергером в штаб-квартире Facebook в 2011 году. «Сейчас это намного труднее».

Наиболее популярный и влиятельный китайский сервис социальных сетей – это блог Weibo портала Sina – гибрид Twitter и Facebook, который зарабатывает деньги на продаже рекламных услуг бизнес потребителям и получает оплату за индивидуальное VIP членство. В прошлом году доход превысил $480 миллионов. Как и на Twitter, пользователи могут оставлять посты размером в 140 знаков (140 символов на китайском языке несут больше информации, чем на английском); пользователи могут включать графику и видео прямо в посты и комментировать их. Имея образованную, урабанизированную аудиторию в 368 миллионов, Sina Weibo стал основной платформой для новостей и добавления комментариев; микрофоном для знаменитостей; и особо важное место для рекламодателей. Когда онлайн подразделение — 360buy.com — ретейлера Wal-Mart решило снизить цены на домашнюю бытовую технику на 10%, президент компании сначала оставил пост на Weibo.

Китайские конкуренты Facebook

Наиболее крупный конкурент Sina – это интернет конгломерат Tencent, который начал бизнес с рассылки SMS-сообщений в 1998. Та платформа, называемая QQ, сегодня содержит 784 миллионов акаунтов и помогает Tencent привлекать пользователей к другим своим службам, таким как Tencent Weibo, который сегодня имеет 469 миллионов подписчиков. В силу масштабности, Tencent может быстро привлечь широкую аудиторию, главным образом геймеров и молодых пользователей, часто из небольших городов и сельских районов.

Tencent также предлагает клон Facebook – социальную сеть Qzone, которая особо популярна у тинейджеров: размещение фото и видео, ведение индивидуальных журналов и, просто, игры на портале. В прошлом году, Tencent объявил о доходе в $4.5 миллиарда, что на 22% больше аналогичного показателя Facebook.

Существуют десятки других более маленьких социальных сетей, которые позволяют китайским сёрферам играть в игры, общаться в чате, делать посты, а также размещать для совместного использования фото и видео материалы. Есть Renren, который, как и Facebook, начинал, как социальная сеть студентов университета. Сейчас сеть содержит 140 миллионов аккаунтов, главным образом, студентов. Интернет компания Sohu также включает социальную сеть размером в 80 миллионов пользователей. И даже локальная сеть Momo с 10 миллионами пользователей, которая добавляет ежемесячно один миллион пользователей – рост, обеспечивающий текущую стоимость компании в $40 миллионов.

Эти компании являются успешными, потому что они разработали продукты, культурно важные для китайской аудитории, и стали экспертами в отношениях с правительством.

Поскольку, растущие сервисы становятся всё более популярны, попытки, подвергать их цензуре, становятся более агрессивны. Начиная с марта прошлого года, китайское правительство начало требовать от каждого пользователя, который размещает пост в социальных сетях, использовать настоящее имя при регистрации учетной записи. Мандат, который изначально уменьшил трафик на Sina, впоследствие плохо приводился в исполнении. Но в мае, Sina представил попытку самоцензуры: ввел штрафную 80-бальную систему, которая предлагала пользователям сообщать друг другу о нежелательных постах.

Этой осенью в Китае должны произойти перемены в государственном руководстве. Большинство людей полагают, что руководители Facebook выжидают, пока произойдет ротация в китайском руководстве. Возможно, новые лидеры будут более лояльны к социальным сетям. Но пока Цукерберг выжидает, его китайские конкуренты рассматривают свои собственные глобальные стратегии. Следующая конкурентная граница социальных сетей будет мобильной платформой. В начале 2011, Tencent запустил мобильный сервис Weixin, который уже насчитывает 100 миллионов пользователей. В этом году компания предложила поддержку сервиса на английском; он доступен в App Store, как WeChat.

Вернувшись, домой в Нью-Йорк, я установила приложение в тестовом режиме на свой iPhone, сидя в гостинице Шератон в мидтауне. Дизайн не ахти – ни чего особенного – но пока я игралась с приложением, которое позволяет находить других пользователей, я нашла 30 человек из отеля, которые используют эту программу. Компания Tencent не планирует экспансию на американский рынок, но возможно, что интернет «бегемот» может конкурировать с Facebook в его сфере влияния. Возможно, настоящая проблема Facebook не в выходе на китайский рынок, а держаться от китайских социальных сетей на расстоянии.

Источник: www.daokedao.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий